Восприятие и выражение информации человеческим мозгом.

У человека за восприятие информации отвечают сразу несколько отделов головного мозга. Они аккумулируют поступившую информацию и посылают сигналы в среду как реакцию на внешний стимул. Подобные реакции могут быть двух видов: вербальные и невербальные.

Одно из основных отличий между вербальным и невербальным реакциями, это скорость проявления реакций от коры головного мозга до их видимого выражения. Когда реакция на внешнее раздражение сформирована, значительно быстрее она проявится в невербальном выражении (мимика лица, выражение глаз, пластика тела), в то время как речевой аппарат (вербальное выражение) среагирует с видимым опозданием. Наглядным примером опоздания вербальной реакции является выражение страха, когда тело замирает, в глазах видится ужас, а речевой аппарат частично или полностью заблокирован.

Вербальным проявлениям свойственна рациональность и умозрительность, в том время как невербальные проявления, это наша импульсивность и эмоциональность. Оценивая именно невербальные сигналы человека, можно увидеть сомнения и искажения информации, говорящие о ее утаивании или следы истинных реакций (мотивов). Подобная практика хорошо отражена в известном сериале «Lie to me».

Принято считать, что левое полушарие головного мозга является базово основным и более развитым. Оно отвечает за сенсорное восприятие и лингвистическую оценку. Правое полушарие является вспомогательным (менее развитым), он отвечает за визуализацию. Левое полушарие отвечает за вербальное выражение, производя аналитические действия. Правое полушарие, это невербальные выражения человека: пространственное ориентирование и собирательные функции образа. За координацию отделов головного мозга отвечает гипоталамус, который делит воспринимаемые из внешней среды сигналы на визуальные и слуховые и направляет их в соответствующую кору головного мозга.

Базируясь на тонкостях устройства человеческого мозга, практическая психология разработала (и продолжает разрабатывать) методики, позволяющие получить максимально неискажённые реакции человека на интересующие терапевта вводные. Одной из таких методик является современная арт-терапия (данный раздел один из самых молодых в практической психологии).

Арт-терапия использует рисунок клиента, для диагностики его текущего эмоционального состояния. Зачастую пациенты не имеют художественного опыта (за исключением периода детства), некоторые в принципе считают себя не способными рисовать. Для подобной экспресс диагностики художественная красота рисунка не играет роли. Все нарисованные объекты имеют непосредственное отношение к текущему состоянию клиента. Изображенный фрагмент (будь то кот, дерево или дом), является не только тем, чем видится, но и частью внутреннего мира пациента, выражением его подсознания. Суть, которого отражена даже в самых незначительных элементах это рисунка.

Схожий принцип используется и в терапии, когда пациент излагает все свои рассуждения и доводы, письменно. При этом время на выражение своих мыслей специально лимитируется. Таким образом, не позволяя рациональному мышлению человека полностью оформить и отфильтровать мысль, придать ей желаемый и продуманный формат. Сделав акцент на невербальные выражения подсознательного.


Указанные примеры работы с клиентами (письменные задания в процессе терапии и арт-терапия), используются всегда комбинированно с привычным пациенту диалогом. Что делает дальнейшую работу очень эффективной. Так называемый чистовик мыслей (быстрые невербальные ответы и мысли) пациента сравнивается с его словесной мотивацией (как правило, инстанция, которая противоречит или сопротивляется работе).