Работа с образами.

«Образ уязвимости».


образ уязвимость

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок или образ, это отражение тонкого внутреннего состояния человека. Это элемент и разновидность терапии (например, в современной арт-терапии), когда таким средством выражается свое состояние, которое тяжело или не представляет возможность описать словами. Подобный элемент полезен, когда терапевтическая сессия по каким-либо причинами «упирается» или существует явно выраженное сопротивление. В работе с образом, не имеет значение (и не учитывается) способность клиента к рисованию. Важна лишь ассоциация клиента на свои же образы, как результат подсознательной работы.
 
Ниже приведен отрывок такой сессии.
Клиент, девушка (33 года, замужем, в семье есть ребенок).

 

Психолог: Скажите, кто изображен на рисунке?
Девушка: Я рисовала себя. Мне нужно было высказаться таким образом.
Психолог: Когда слов не хватает или они не могут выразить твое внутреннее состояние. Примерно так?
Девушка: Да, примерно так.
Психолог: Какая эмоция здесь нарисована?
Девушка: В голову приходят слова: мучение, изнемогание.
Психолог: Что еще? Как Вы себя чувствуете на рисунке?
Девушка: Я очень чувствительна к окружающей меня среде.
Психолог: Давайте дадим определение этому состоянию.
Девушка: Ранимость.
Психолог: Да, похоже. Есть еще мысли? Может синоним какой.
Девушка: Мм…уязвимость. Да, думаю, это уязвимость.
Психолог: Хорошо. Закрепим это как определение. Уязвимость.
Психолог: Как эта эмоция отражена на рисунке?
Девушка: Острые иглы на спине. Это моя восприимчивость к миру.
Психолог: Отлично. А что еще визуально отражают эти иглы?
Девушка: Такую мою реакцию на внешние раздражения.
Психолог: Да. А на что возникает такая реакция? Или реакция чего отражена именно в таком виде?
Девушка: Это следствие моей слабости. Я не знаю…
Психолог: И это тоже. А что свойственно слабым? Так сказать, на всякий случай..
Девушка: Перестраховка. Видимо в крайнем варианте.
Психолог: У вас на рисунке, явная связь человека с элементами животного мира. Иглы, это что?
Девушка: Я поняла. Это моя защита.
Психолог: Да. Это ваша включенная защита. Закрепим и эту формулировку.
Психолог: Продвигаемся по рисунку дальше. Ваше тело, расскажите о нем?
Девушка: Ну, про спину все сказано. Мой низ, он отсутствует в человеческом формате, есть только хвост водного происхождения.
Психолог: Что может символизировать хвост? Точнее отсутствие ног.
Девушка: Что я не могу ходить. Могу только плавать.
Психолог: Хвост используется по назначению? Вы плывете?
Девушка: Нет. Нет, я не плыву. Хвост поник, свисает. Он не задействован.
Психолог: Расскажите, что это значит?
Девушка: Что я обездвижена. Не активна.
Психолог: Продолжайте описывать себя. Ваше тело, в общем. Что это за реакция?
Девушка: Мучение.
Девушка: Страдание, что ли… я как замерла в этом порыве.
Психолог: Да, я тоже так вижу это состояние. Состояние замирания. От чего образуется такое состояние?
Девушка: Из-за страха, думаю.
Психолог: Да. Зафиксируем все сказанные формулировки вашего состояния на рисунке. Идем дальше.
Девушка: Я прижалась к бревну. Я за него только и держусь. Это мое спасение.
Психолог: На рисунке, на мой взгляд, представлена динамика. Какая она?
Девушка: Да. Это следование течению за бревном. Куда оно, туда и я.
Психолог: Еще что-то?
Девушка: Из слов, это пассивность, неспособность.
Психолог: Достаточно. Расскажите о бревне?
Девушка: Ну, оно поддерживает меня на плаву. За него я держусь.
Психолог: Зачем оно вам?
Девушка: Это мое спасение. Я прижалась к нему и переживаю свое текущее состояние.
Психолог: Удобно на нем? Какие ощущения возникают (смотря на рисунок).
Девушка: Я на нем не умещаюсь. Во всяком случае, хвост свисает.
Психолог: Да, очевидно. А что за фрагмент такой на бревне, у вашей головы?
Девушка: Думаю, что это росток или цветок. В общем, живой отросток от дерева.
Психолог: На что он похож? Какие ассоциации вызывает?
Девушка: Улыбаюсь. Думаю, как последний оплот…
Психолог: Ага.
Девушка: Как будто, это последний источник жизни, и возле него я набираюсь сил.
Психолог: Возможно и так.
Психолог: Ну что? Попробуем, соберем картинку вашего текущего состояния?
Девушка: Аккумулируем, зафиксированное?
Психолог: Да, следующим списком (здесь я немного помогу и соберу все вместе последовательно):
• Мучение и изнемогание
• Чувствительна к окружающей среде
• Ранима
• Уязвима
• Слаба
• Защищаюсь
• Отсутствие ног
• Наличие хвоста, но его не использование
• Отсутствие активности
• Состояние замирание
• Страх
• Зависимость от бревна, но его недостаточно для моего спасения
• Пассивность и неспособность
• Росток как последний оплот жизни, источник жизни
Психолог: Соберите свое состояние в описательном виде. Это не сложно. Опишите текущее состояние этой девушки на рисунке.
Девушка: Мне надо немного подумать. Сейчас я поработаю над этим…

По результатам работы, помимо описательного портрета, сам клиент в состоянии сформировать систему коррекции, которая ему необходимо для эмоционального выравнивания. Описательный портрет состояния, это лишь материал для дальнейшей работы.