Наше будущее, каким бы оно не было. Или что мешает жизнь с широко открытыми глазами

Многократно разбирая структуру невротической личности человека, я вновь и вновь убеждаюсь, что ключевая платформа, на которую опирается здоровая человеческая личность, это ответственность за свою жизнь.

Ответственность во всех ее должных проявлениях: за поступки, за отсутствие таковых, за свои промахи и решения, за сказанные слова, выраженные жесты, и даже за то, что скрыто от постороннего взгляда – за свои внутренние помыслы.

Наша ответственность, это осознанная ответственность за выбор пути, которым мы следуем. Путь, длина которому вся наша жизнь. Путь, который неизбежно сопряжен со временем его прохождения и жизненной перспективой, которая нас ожидает. То, что мы называем нашим БУДУЩЕМ. Что обычно для нас загадочно и неизвестно.

Загадочность, помимо распространенного оттенка романтики, содержит также пугающую нас неопределенность. Хотя бы, в силу своей непонятности, или не познанности. Ведь базово, все мы привыкли требовать гарантий жизненного комфорта и безопасности.

А еще нас пугают моменты возможного разочарования и боли. Которые время от времени ожидает человека на его жизненном пути.
Это прежде всего связано с ошибочным представлением о жизни в целом. Так как распространено мнение, что жизнь, это сплошные удовольствия, которых должно быть много. А все что сложно, неприятно и мучительно, требуется мгновенно обходить стороной и снова приступать к поискам исключительно благостного и не тяжелого.

Одновременно, разбирая уловки, к которым прибегает невротическая личность, чтобы всячески избегать ответственности, я понял, что все они связаны с тремя базовыми механизмами, свойственными людям. Можно даже предположить, привычками, или как я их называю «тремя китами безответственности».
Я говорю о трех стратегиях избегания, которые используют люди, желающие никогда не испытывать дискомфорт.

1) Боль авансом.

Стратегия, направленная на отработку боли или страданий авансом. Цель, перераспределить эмоциональный дискомфорт во времени. Речь идет о проведение некоего магического и виртуального ритуала (психологический самообман), направленного на то, чтобы прочувствовать пугающий дискомфорт, который ожидает человека в ближайшем будущем. Когда момент наступления дискомфорта, человеку достоверно известен. Например, сдача экзамена по вождению автомобиля или собеседование в новой компании.
Все чувства и волнения, которые человек может испытать на экзамене, ровно, как и ошибки (неудачи), моделируются в настоящем. Человек погружает себя в состояние, схожее с трансом, и делает это сознательно.

Отличительные особенности такой стратегии это:

  • невозможность получения желанного эффекта освобождения (разрядки) в виду полной имитация чувства дискомфорта здесь и сейчас
  • энергетическое обезвоживание человека, так как бесполезно расходуется жизненная энергия, предназначенная для реализации реальных действий в текущем моменте

Если желаемый эффект разрядки не наступает мгновенно, как правило, предпринимаются дополнительные попытки повторить эксперимент. Вплоть до момента наступления пугающего события, к которому, впрочем, человек подходит попросту измученным.
Данная стратегия работает на коротких временных отметках до волнительного или дискомфортного события. Когда интервал до события значительный (например, месяц) и человек понимает или прочувствовал тщетность авансирования предстоящего опыта, предпринимается другая стратегия избегания жизни, которая называется «анабиоз» или стратегия жизненного выключения.

2) Состояние анабиоза.

Как уже отмечено, такая стратегия применяется на длительных временных отрезках и связана прежде всего с непереносимостью (в психологии, этот термин называется фрустрация) столь длительного ожидания события, которое может доставить дискомфорт или боль. Стоит заметить, что аналогичная стратегия может применяется и в ожидании вполне приятных и даже желаемых событий. Когда возбуждение столь велико, что человек буквально «выпрыгивает из штанов» в предвкушение события, но до него еще очень далеко. Так вот, чтобы справится с такой непереносимостью и сформировавшимся напряжением, человек также использует состояние транса и вводит себя состояние психологического анабиоза.

Цели сознательного и искусственного анабиоза:

  • отключение мышления (для предотвращения возврата к мыслям о тревожном событии, блокируются какие-либо боле или менее серьезные жизненные размышления в целом)
  • сильное занижение порога чувствительности и восприятия (включение режима эмоциональной скудности или эмоциональной отстраненности – состояние, характеризующееся физической слабостью, общей апатией и частыми посылами ко сну)

Я шутливо размышляю об анабиозе как о капельнице.
И если представить, что расстояние от момента здесь и сейчас до точки страха несоразмерно велико, что даже капельница анабиоза может закончиться за это время, то есть верный способ убить двух зайцев сразу — уйти от боли даже в моменте ее моделирования (боль авансом) и не тратиться на расходники для анабиоза. Это стать жертвой.

3) Теория жертвы.

Так называемая третья стратегия уклонения от жизни. Она срабатывает, когда присутствует некое хроническое состояние избегание жизни. Когда любое новое событие пугает. Когда пугает сама жизнь.
Люди боятся ошибиться, потому что сильно боятся наказание за свои ошибки. Проецируют на жизнь все свои страхи, фактически выступая самокритиком всех своих действий и выражений. По сути, когда человек боится сам себя. Тогда включается мотив чтобы не ошибаться, не буду рисковать. Т.е. не буду делать вообще ничего. Но невротическая личность смотрит «глубинно» дальше. Она рассуждает о том, что даже ничего не делая, существует вероятность навлечь на себя дискомфорт. Такой личности требуется карт-бланш, особенные гарантии. Вот тогда и включается психология жертвы, как хронический уход от ответственности за свою жизнь.

Основной принцип такой стратегии, это вера в феномен «мне воздастся за мои страдания». Если быть вечным мучеником, то точно будет волшебная помощь. Такой человек искусственно отказывается от радости и удовольствия. Более того, он показательно формирует занавес хронических проблем, лишений и вечных неопределенностей. Человек такого типа, никогда сразу не скажет Да. Такова магическая защита невротической личности.

Основная отличительная особенность такой поведенческой стратегии, это вечный запрет на счастье и удовольствие. Этакий побочный эффект. Человек уходит от боли и потенциального разочарования, но в душе ищет счастье. Но счастье под запретом, иначе рушится образ жертвенника, которому положена волшебная помощь, если такой образ будет сохранен. В результате обреченность и само истязание по кругу.


Конечно, существуют крайние варианты избежать боль и разочарование как наркотики, алкоголь и даже суицид (как финальная точка). Я рассмотрел варианты именно психологической игры, происходящей внутри невротической личности. Также есть варианты, когда описанные выше стратегии последовательно комбинируются. Создавая виртуальную среду, из которой можно уже не выбраться. Эффект привычки реагировать на любое жизненное сомнение или неприятность автоматически, избегая осознование и опыт.
Избегание, будь то боль, дискомфорт, волнение, смущение или чрезмерное напряжение, это прежде всего ваш недополученный жизненный опыт.
И за это, мы точно несем ответственность.
Точнее расплачиваемся за то, что идем дальше в жизнь незрелыми и не подготовленными. Хотя жизнь нам такую возможность, предоставляет сполна.
Как известно, мы сами кузнечики своего счастья. Ровно, как и отсутствие такового.